Персональный сайт музыкального руководителя Ведгун Елены Сергеевны

Мастер-класс для педагогов «Такие разные тропинки».

 Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Ведгун Елена Сергеевна, я музыкальный руководитель д/с «Солнышко».

Хочу начать свой мастер – класс следующими словами: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». (Конфуций)

В рамках данного мастер – класса хочу поделиться с вами своим опытом работы и продемонстрировать свою педагогическую находку «Музыкальные тропинки» как один из способов  по формированию и развитию у воспитанников музыкально творческих способностей.


Цель мастер-класса:
 Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации для  использование в  своей деятельности методики «Музыкальные тропинки».

Задачи мастер-класса:

1. Приобщать воспитателей к музыкальной культуре, расширять их кругозор;

2. Познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности детей;

3. Воспитывать эстетическое отношение к музыкальной, речевой, двигательной культуре по средствам методики «Музыкальные тропинки».

4. Совершенствовать педагогическое мастерство, делиться собственным педагогическим опытом.

Форма проведения: мастер-класс (мастерская) с педагогами.

Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-ритмической и музыкально-игровой деятельности детей.

Мой мастер – класс предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, инструкторов ФК.

Ход мероприятия:

I. Теоретическая часть.

Музыкальное воспитание является важным компонентом развития личности ребенка.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии. 

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, нужно только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. 

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкальные игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Актуальность  применения   музыкальных игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Музыка – это  движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и  минорном). Их различение  в  отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями.

К музыкально-сенсорным способностям относятся мелодический, тембровый, динамический компоненты музыкального слуха и чувство ритма. Их основой являются музыкально-сенсорные ощущения, зрительные, слуховые и моторные ассоциативные представления.

II. Практическая часть.

При помощи музыки можно здороваться и даже знакомиться. Тем самым делая эти моменты более веселыми, эмоциональными, запоминающимися.

Я предлагаю это попробовать. Приглашаю Вас на нашу первую тропинку. Обратите внимание, что на ней маленькие квадратики и большие круги. (Форма на данной тропинки роли не играет.) Соотнесем их размер к длительности звуков; маленький - короткий, большой - длинный. А теперь по отношению к  действию. Маленький быстрые движения, большой медленнее, либо на этом элементе можно сделать несколько быстрых движений.

· Знакомство (заходим на дорожку)

Раз, два, три (прыжки)  ЛЕ-НА (хлопки по количеству слогов), раз, два, три….

· Приветствие по дорожке сначала на счет, потом под музыку.

Раз, два, три (прыжки) ПРИ-ВЕТ (хлопки по количеству слогов)

 7ce748b193d93e3982002f8ff824b548.jpg

Приветствие проводится в начале занятия и способствует созданию атмосферы доверия и радостного настроения, создает доброжелательное отношение друг к другу, способствует выработке качеств и способностей, которые пригодятся в учебном процессе:

- концентрации внимания детей,

- развитию координации движений,

- развитию речи и артикуляции,

- развитию ритмического, фонематического слуха

- закреплять умение детей действовать согласованно.

Ритм  в движении, ритм в слове, музыка тоже не существует вне ритма. Развитие чувства ритма у ребенка – важная сторона в воспитании.

Важно подвести ребёнка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с музыкой.

Дошкольники с удовольствием танцуют и поют. Они еще не стесняются и не оценивают, насколько хорошо или плохо у них это получается. Они любят песни с повторяющимися строками и напевами, любят импровизировать в танце. Следующая наша тропинка «блуждающая». Мы гуляем со словами…

-Я иду, иду, иду друга я себе найду.

604d0ecb7ad7965725eaa860e81b5b55.jpg

По окончанию фразы останавливаемся, поворачиваемся к ближайшему, рядом стоящему, называем свою нотку, хлопаем в ладошки.

Потом, то же самое без слов с музыкой. Движения импровизация в зависимости от музыки, которая звучит. (Вальс, марш, плясовая).

В дошкольном возрасте нужно начинать развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры. В этом возрасте по своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен и естественен в своих музыкальных выражениях. Однако наблюдение за детьми на практике показывает, что вдумчивое слушание длится недолго, многие из детей невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Развитие музыкально–ритмических движений позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является главным для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста. Но для их совершенствования важно вводить в содержание двигательной деятельности детей упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления. Что мы и сделали на этой тропинке, применили: речь – движение, применили разные танцевальные жанры.

Танец позволяет человеку реализовать себя, дарит ему физическое здоровье и душевное равновесие: во время занятия танцами происходит тренировка всех мышц тела и дыхания. Так же художественно–творческие способности детей раскрываются полнее в импровизациях, при самостоятельном составлении несложных танцевальных композиций

Я думаю вы заметили, что для музыкальных занятий совершенно не нужно быть профессиональным музыкантом или вокалистом, достаточно лишь доброжелательного и немного хулиганского настроя.

 

Выводы

Музыка – это неотъемлемая часть нашей культуры. Она сопровождает человека всю жизнь, позволяя ему пережить сложные моменты и разделить радость с близкими, найти друзей по интересам и настроиться на рабочий лад. Музыка оказывает положительное воздействие на детей, развивая их речь и мышление, влияя на развитие их творческих способностей и способности к эмоциональной саморегуляции. Именно поэтому рекомендуют активно включать музыкальные занятия и просто прослушивание музыки в жизнь ребенка.

Заключение

Музыкальное развитие ребенка – это не только про его успехи в качестве музыканта или певца. Занятия музыкой способствуют развитию мозга ребенка, делая его сообразительнее и увереннее. Занятия музыкально–ритмическими движения связаны со всеми сторонами воспитания. Они благотворно влияют на умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. 

В 2016 году в Институте изучения мозга и креативности Университета Южной Калифорнии обнаружили связь между музыкальным воспитанием детей и развитием их мозга, в особенности зон, отвечающих за формирование устной речи и навыков чтения.

Но и в заключении, хочется сказать:

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

13 марта 2022 в 20:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.