Персональный сайт музыкального руководителя Ведгун Елены Сергеевны

Педагогическая практика «Музыкальные тропинки».

 Разработала и реализовала : музыкальный руководитель высшей  

квалификационной категории Ведгун Елена Сергеевна. 

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка? Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например, равномерный стук молотка, сменяющийся визгом пилы, а затем жужжание дрели. Или шум ветра, дождя, листвы и прибоя? Или жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков и гудение стрекоз в летний солнечный день на поле? Или просто набор звуков? Так что же такое музыка?

Существует множество определений музыки. Но, ни одно не даёт точного ответа.

Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие), пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории.

Музыка это пища для души. Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Видимо, для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием.

Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Она помогает нам жить, раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Она даёт нам возможность лучше понять себя и друг друга. Здорово, что она есть, правда?

b54f65d9bd0418b2009a6fac6cc1b3ff.jpg

   Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость воспитания ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми музыкального искусства, что является главным ориентиром в развитии природных способностей детей. Определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности и выделяет игру, как основной вид детской деятельности.

Наш век технологий, машин и прогресса достаточно сильно повлиял на жизнь и мировоззрение современного человека. Наша жизнь и жизнь наших детей стала обыденна и безлика, как шахматная доска: черно-белое поле, и от того, как мы проиграем свою «партию» и научим играть наших детей, зависит многое. Черезмерный интерес компьютером и компьютерными играми, стал для ребенка основным, тогда как интерес к другим видам деятельности, в том числе и музыкальной, остался в стороне либо совсем потерян.  В связи с этим, возникают вопросы:

· Как научить ребенка полноценному восприятию музыки?

· Как развить в нем музыкальные способности?

· Как развить способности творческого воображения?

Существует несколько каналов восприятия информации и зрительный канал – один из самых сильных.

Опираясь на опыт отечественного профессора, доктора медицинских наук Михаила Лазарева, в своей педагогической деятельности я решила применить прием соотношения музыки и цвета.

Еще в Древней Индии мудрецы говорили о неразрывной связи музыки и цвета, это же подтверждал и Арестотель, утверждая, что соотношение цвета подобно музыкальным звукам.

А английский физик. Математик и астроном Исаак Ньютон, рассматривая радужную полоску света на стене, определил, что она состоит из целой цветовой гаммы, сходной со звуковой.

Великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин, обладающий уникальным даром цветового слуха, был убежден, что каждому звуку, а точнее тональности, соответствует определенный цвет.

Семь цветов радуги – семь нот. И на моих занятиях они объединились в «Музыкальные тропинки».

Цель:Содействовать формированию  и развитию музыкальности детей дошкольного возраста через приём цветомузыкального соотношения.

Задачи:

1. Способствовать воспитанию интереса  детей к музицированию через игровую деятельность;

2. Способствовать развитию тактильных ощущений детей через звучащие жесты;

3. Способствовать развитию навыков детской импровизации через цвет, слово, жесты, звуки, движения;

4. Способствовать формированию радостного, эмоционального ощущения детей в процессе общения с музыкой;

5. Способствовать результативному участию детей в утренниках, музыкальных конкурсах, олимпиадах, викторинах;

6. Способствовать получению полноценного, качественного музыкального образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;

7. Способствовать развитию комплекса музыкальных способностей детей: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма;

8. Создание атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми;

9. Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей.

Предполагаемый результат: 

• Полноценное, качественное музыкальное  образование в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;

• Ребенок обладает комплексом музыкальных способностей, проявляет инициативу, интерес и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

• Качественное участие детей в утренниках, музыкальных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

• Повысилась компетентность родителей в вопросе музыкального воспитания детей.

• Интерес родителей к работе ДОУ, к музыкальному воспитанию детей, улучшение родительско - детских отношений.

Новизна практики.

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто нужно добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?!

«Музыкальные тропинки» - это веселая, цветная игра в путешествия. При помощи тропинок я не только содействую формированию и развитию музыкальности своих воспитанников, но и делаю этот процесс увлекательным, ярким и наиболее интересным через прием цветомузыкального соотношения.

При использование цветомузыкального соотношения, активно развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности. Играя в тропинки, помимо слухового и зрительного восприятия используется осязательное восприятие и обонятельное, что способствует более эффективному усвоению ребенком полученных знаний. Игры в тропинки гибки и легко вливаются в непосредственную образовательную деятельность, не требуя отдельного времени.

 Краткое описание практики. 

В основе «Музыкальных тропинок» лежит использование соотношения цвета к нотам.

Каждая из семи нот имеет свой цвет, что  поможет детям освоить игру по нотам не больших музыкальных произведений на таких музыкальных инструментах как: металлофон, фортепиано, диатонические колокольчики. При помощи тропинок детям легче запоминать расположение нот на нотоносце.

      Практика направлена на развитие ритмических и исполнительских навыков у детей дошкольников. При работе с тропинками дети под руководством музыкального руководителя разучивают названия и длительности нот, соотношение нот к цветам радуги, ритмические рисунки. Совершенствуют навыки игры на детских музыкальных инструментах. Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. Работа с тропинками способствует усвоению детьми таких понятий как: движение мелодии, длительность звука, на основании которых можно уже строить понятия музыкальная фраза, акцент, регистр.

Как работать с «Музыкальными тропинками».

В «Музыкальных тропинках» - это ступенчатый принцип образования. На каждом возрастном этапе у ребенка формируются определенные способности, соответствующие его возрасту и особенностям.

С трех до пяти лет  деятельность педагога направлена на развитие этих способностей. А в 6-7 лет, это работа над качеством.

   b655cc0ce3931685652247b3abbbee0d.jpg 

 

Практика включает в себя дидактические пособия, которые являются частью общей системы «Музыкальных тропинок» и способствуют реализации поставленных цели и задач.

В основном все пособия ориентированы на использование с трех лет. Исключения те, при помощи которых мы изучаем только название нот.

 

ПЕРЧАТКИ КОРВЕНА. Ручные знаки – созданные английским приподобным Джоном Спесером Корвеном. Жесты рук определяют физическое расположение голосовых нот, что помогает памяти и пению. Для наглядности, при изучении знаков используются цветные перчатки. (после  4-х лет)

 

БРАСЛЕТЫ ЦВЕТНЫЕ НОТКИ

Начинаем использовать с 3-х лет в перестроении, в танцах, изучение цвета, развиваем ладовое чувство, звуковысотный слух (на данном этапе звук обозначается цветом, без названия нот). После 4-х лет, к цвету и звуку добавляем название нот.

МЕШОЧКИ

Тактильные нотки применяются с 3-х лет. При помощи этого пособия соотносим высоту звука, цвет и внутреннее содержание мешочка. После 4-х лет соотносим цвет с названием нот, добавляем запах (ароматические масла, запахи ассоциируются с цветом и допустимые к использованию в ДОУ)

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Используются с 4-х лет для развития чувства ритма, звуковысотного слуха, певческих навыков, музыкальной памяти.

При помощи М-Р карт ребенок может самостоятельно составить и выложить ритмический рисунок или музыкальную дорожку и исполнить его (её) при  помощи звучащих жестов или музыкальных инструментов, пропеть. Использовать начинаем с пяти лет.

На начальных этапах работы рекомендую использовать нотки одного цвета, изучить название и длительность нот, отработать ритм, научится составлять ритмический рисунок, познакомиться со звучанием каждой ноты на музыкальном инструменте. Полученные ритмические рисунки учимся прохлопывать, простукивать, пропевать на слоги (например ТА – длинный звук, ТИ- короткий звук), можно простукивать и петь одновременно, постепенно подключить игру на инструменте на одной ноте.  Когда дети освоят длительности и игру на инструменте на одной ноте, можно усложнить и выстраивать на тропинке мелодию уже из нескольких цветов (нот).

99dc9d9636fde622763c30ad7dd2d5fe.jpg

КУБИКИ «ИГРАЕМ С НОТКАМИ»

7 цветов радуги, 7 кубиков – 7 нот. Каждый кубик – это нота. У кубика 6 сторон с картинками – это цвет ноты, название в картинке, расположение на клавиатуре, расположение ноты на нотном стане, название буквами, часть клавиатуры. Работа с кубиками строится по принцыпу «Кубика Блума», ребенок кидает кубик, тем самым выбирает для себя задание.

Так же кубики хорошо использовать в изучении и запоминании нот и их соотношение к цветовой палитре радуги.

Использование кубиков начинается на пятом году жизни и способствует развитию звуковысотного слуха, музыкальной памяти, ассоциативному мышлению, инициативы.

87c4227f84b7a58a9128321cbda29b4b.jpg

ЗВУКО - ВЫСОТНЫЕ КАРТЫ

Это карты с изображением животных, людей, птиц, предметов. Зная, как звучат те,  кто изображен на карте, мы делаем звуковой анализ (при помощи фортепиано или металлофона) и определяем звук – ноту тем, кто там изображен. Так же делаем соотношение длительности и размера. Тем самым происходит развитие звуковысотного слуха  и чувства ритма, музыкальной памяти, мышления. Инициативы, певческих навыков игры на музыкальных инструментах.

Звуко - высотные карты начинаю использовать с 4-х лет. От возраста воспитанников зависит количество изображенных предметов, это связанно с возрастными особенностями детей. Дети старшего дошкольного возраста уже знают все ноты и могут распределить все 7 нот на картинке, тогда, как с более младшими детьми мы можем определить только высокий и низкий звук.

ba9586b4a041e58451887dc302cce75e.jpg

При выборе музыкального материала в работе опираемся на программный материал и  возраст детей. Для развития самостоятельности можно предложить детям поиграть в «композиторов», придумать и выложить свою, ни на что не похожую мелодию.

На начальном этапе отработки ритма используются ударные, шумовые, молоточковые инструменты. Это - погремушки, бубенчики, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, колокольчики, пианино, палочки, звучащие жесты. На втором этапе подойдут  металлофон, ксилофон, диатонические колокольчики и пианино – это для игры по цветным нотам.

"Музыкальные тропинки" предполагают гибкий подход к планированию и организации образовательного процесса, учитывают разные возможности детей в их становлении и развитии. Тем самым создаются условия для объединения детей с разными способностями, уровнем развития и культурным фоном в единый образовательный процесс.

 Включая «Музыкальные тропинки» в НОД, можно сделать занятие более увлекательным, эмоционально насыщенным и продуктивным. В работе с «Музыкальным тропинкам» дети могут переходить от одной деятельности к другой, к песенке, к танцу, к ритмическим движениям, к игре, к театральной деятельности.

Основная идея практики

• Полноценное, качественное музыкальное  образование в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;

• Ребенок обладает комплексом музыкальных способностей, проявляет инициативу, интерес и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

• Качественное участие детей в утренниках, музыкальных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

• Повысилась компетентность родителей в вопросе музыкального воспитания детей.

• Интерес родителей к работе ДОУ, к музыкальному воспитанию детей, улучшение родительско - детских отношений. 

14 марта 2022 в 04:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.